Разочарованные покупатели посуды из нержавеющей стали: разбираемся в причинах
Рост продаж через маркетплейсы, где покупатели имеют возможность публиковать свои впечатления о посуде, позволяет оценить недовольство клиентов как в количественном, так и в качественном отношении. Одним из самых проблемных сегментов для продавцов является посуда из нержавеющей стали. Её относительно высокая стоимость , обусловленная объективными факторами, порождает завышенные ожидания, которые стимулируются излишней комплиментарностью продавцов в описании своей продукции на фоне бедных технических характеристик и использования некачественных материалов и несовершенных технологий. В настоящем обзоре рассматриваются основные претензии покупателей к посуде из нержавеющей стали.
Радужные и белесые пятна
Данная проблема является одной из самых часто упоминаемых во всех сегментах, от "эконом" до "премиум". Пояснения в инструкциях практически не работают – покупатели посуды в принципе инструкции читают крайне редко, а здесь еще есть некоторое недоверие, основанное на предыдущем опыте (его можно сформулировать примерно так: «моей старой кастрюле 20 лет, и на ней никаких пятен не бывает»).
Радужные пятна (цвета побежалости) могут появиться на любой нержавеющей посуде, вне зависимости от срока использования. Их причина – тонкие пленки из труднорастворимых оксидов, образующиеся на поверхности посуды во время приготовления некоторых блюд (особенно крахмалосодержащих вроде макарон и картофеля). Свет в таких пленках преломляется, создавая эффект интерференции. На новой посуде пленки лучше замены, т.к. поверхность еще не поцарапана абразивными губками, кухонными инструментами и обладает лучшей отражающей способностью. Также образованию пленок способствуют промышленные загрязнения новой посуды, остающиеся на поверхности после полировки и не смываемые обычными средствами. Белесые пятна также возникают при реакции разогретой нержавеющей стали с некоторыми продуктами.
Эффективное и простое средство удаления радужных и белесых пятен – столовый уксус (в 99% случаев хватает его 9% концентрации). Достаточно в нем смочить ватный тампон, протереть посуду – и пятна исчезают. Кроме того, обработка уксусом пассивирует нержавеющую сталь, т.е. снижает ее химическую активность и препятствует образованию подобных пленок в будущем. Использование таких способов, как лимонный сок, кипячение с лимонной кислотой менее эффективно по сравнению с уксусом. Вместе с тем, удалять пятна не обязательно – никакого заметного влияния на функциональные свойства посуды они не имеют.


Ковш из нержавеющей стали до и после однократной процедуры чистки уксусом
Раковины, каверны, точки
Механические изъяны (дефекты полировки) на поверхности из нержавеющей стали проявляются в первые месяцы использования. На их количество в первую очередь влияет марка стали и ее качество. На более дорогой стали AISI 304 (18/10, 18/8) дефекты исчисляются единицами, на дешевых марках вроде AISI 201 или AISI 430 часто вся поверхность дна со временем покрывается разнообразными раковинками и точками и напоминает глубокое поле Хаббла. Во вторую очередь имеет значение, насколько качественно производитель выполнил полировку – если делать ее по технологии и не экономить на этапах, можно число раковин свести к минимуму.

На дешевой посуде дефекты полировки начинают появляться в большом количестве после нескольких случаев использования
Эффективных и простых методом борьбы с раковинами, кавернами и точками нет – разве только новая полировка посуды, что в домашних условиях достаточно хлопотно. Проще с подобными дефектами смириться.
На функциональные свойства посуды механические изъяны не влияют, но их чрезмерное количество говорит о том, что марка стали не предназначена для длительного хранения приготовленной пищи (201-я и 430-я стали обладают ограниченной коррозионной стойкостью).
Претензии покупателей в случае появления чрезмерного количества дефектов полировки можно назвать обоснованными – продавцы практически никогда не предупреждают о том, как будут выглядеть кастрюли и ковши после нескольких готовок, а напротив, используют словосочетания вроде «высококачественная нержавеющая сталь» в отношении дешевых марок с эконом-полировкой. С другой стороны, наивность покупателей, приобретающих посуду из нержавейки эконом-класса, не перестает удивлять.
Несоответствие размера ожиданиям
Претензии к объему часто появляются из-за того, что производитель руководствуется нормативными документами (иногда собственными, иногда - действующими стандартами) в его определении, а клиент – здравым смыслом. Например, покупатель приобретает кастрюлю емкостью 2 л, видит мерную шкалу, которая заканчивается на 1,5 л, и возмущается, что его обманули на 0,5 литра. Объяснения продавцов, что объем измеряется по верхней кромке, помогают редко, т.к. никто не готовит, залив жидкость в кастрюлю «с горкой». В данном случае производителям можно рекомендовать производить измерения по действующему ГОСТ 27002—2020, в п. 7.2. которого указан метод определения емкости, а именно «посуда для тепловой обработки пищевых продуктов - недолив воды у посуды с крышкой должен быть до смачивания нижней поверхности крышки, у посуды без крышки – не более 10 мм до верхней кромки борта, у посуды со сливным устройством – до переливания через сливное устройство». Также не лишним было бы в описании посуды указывать метод измерения и, помимо номинального объема, комфортный объем посуды.

Бывают случаи, и когда производитель завышает объем – это основание для возврата товара или получения компенсации.
«Ржавчина»
Коррозия на посуде из нержавеющей стали, даже самой дешевой, встречается достаточно редко, и, как правило, ограничивается точечной коррозией. Тем не менее, покупатели жалуются на коричневый налет с внешней стороны или ржавые потеки из капсулы дна, определяя их как признаки коррозии. Причина в обоих случаях - полимеризованное масло, которое попадает на посуду из нержавеющей стали от стоящей рядом на плите сковороды, на которой что-нибудь жарится. По мере высыхания брызги масла приобретают коричневатый оттенок. Особенно много полимеризованного масла скапливается на стыке корпуса и капсулы дна, вызывая впечатление, что оттуда что-то выделяется.

Полимеризованное масло на поверхности нержавеющей посуды по цвету действительно напоминает ржавчину
Очистить поверхность нержавеющей посуды от полимеризованного масла посуду можно с помощью специальных жирорастворяющих средств, кислородных отбеливателей и меламиновых губок.
Продавцам при подобных жалобах нужно быть внимательнее – есть покупатели, которые под данным предлогом меняют бывшую в использовании посуду на аналогичную новую.

Пример точечной коррозии: вокруг точек при контакте с водой появляется ржавчина, которая легко смывается губкой
Неровное дно
Неровность дна у посуды (включая избыточную вогнутость) из нержавеющей стали чаще встречается на самых дешевых экземплярах и беспокоит она, главным образом, владельцев стеклокерамических и индукционных варочных поверхностей. Неровное дно (или дно с избыточной вогнутостью) увеличивает время закипания на стеклокерамике, а на индукционных плитах такая посуда может просто не распознаваться.
Неровное дно является производственным браком и является основанием для возврата / замены товара. Вогнутость дна по ГОСТу (п. 5.20) не должна превышать 0,6% для посуды с теплораспределительным дном и 1% - для посуды без теплораспределительного дна.
Разрушение стеклянной крышки
Стеклянные крышки на кастрюлях иногда лопаются, доставляя не самые приятные эмоции покупателям. Как правило, такие случаи характерны для совсем дешевой посуды, где производитель сэкономил на закалке стекла или провел ее не по технологии. Разрушение крышки в процессе готовки - производственный брак и основание для возврата. Если при этом был нанесен вред имуществу или пострадало здоровье – покупатели вполне могут потребовать компенсации. Практики возмещения морального ущерба в подобных случаях у нас в стране нет, но жалобу в Роспотребнадзор отправить можно.
Деформация стенок
Экономия на толщине стенок корпуса кастрюль приводит к тому, что посуда начинает гнуться и «гулять», если ее заполнить больше, чем на половину. Особенно это случается с самыми дешевыми кастрюлями больших объемов. Претензии покупателя в данном случае объяснимы, но часть ответственности лежит и на нем, если продавец честно указал характеристики посуды.